Путевые заметки непутевых йогов… (или рассказ о том, как мы были там) ч.8.

Администратор сайта 20-03-2015 19:20

Четвертый день путешествия встретил нас влажным тропическим воздухом и купающимся в нем ярким тропическим солнцем. Сегодня нас ожидало восхождение на скалу-крепость Сигирию. Взяв вещи с собой, ведь ночевать нам предстояло уже в Канди, крупном населенном центре Шри-Ланки, мы сели в автобус и поехали в крепость льва, как ее называют сами сингальцы.

Остановившись на парковке, мы вышли из автобуса. Вокруг раскинулся горное плато, с высокой каменной скалой в центре, к которой вела широкая дорога, с растущими вдоль нее деревьями. Плато террасами сходило к своему подножию. По обеим сторонам были расположены остатки древних зданий и сооружений. Справа по ходу движения мы увидели сложную систему каналов и колодцев с протекающей по ним водой. Древний водопровод. Частично действующий до сих пор! Откуда там берется вода, ученые сказать не могут…

Остатки фонтанов поражали не столько своей красотой, сколько самим фактом своего существования. Без насосов и других современных приспособлений они поднимали воду на высоту нескольких метров. Слева же наше внимание привлекло место, похожее на большой котлован, выдолбленный в камне, метров 20 длиной с нависшей над его правым краем скалой, так напоминающей трамплин для прыжков в воду. Он им и оказался! По одной из версий монахи, жившие в крепости, не только купались в бассейне, но и прыгали в него с вышки! Вообще, глядя на остатки древних сооружений, все эти библиотеки, столовые, бани, бассейны, фонтаны и медитационные центры, невольно задумываешься о современной западной цивилизации. О ее гордости за свои знания, современные технологии и достижения науки и техники.

Но возникающий при этом эффект дежавю навивает мысли о том, что все, что есть сейчас в этом мире уже когда-то где-то было…в других странах и других временах, и может быть будет еще не раз... Каждая цивилизация проходит свой путь развития по спирали истории, переживая период своего зарождения, расцвета и упадка. Так было, есть и будет в этом мире. А современному человечеству, ослепленному «собственным величием» неплохо бы остановиться и внимательно осмотреться по сторонам. Взглянуть на то, как жили наши предки, куда ушли целые народы, казавшиеся такими великими и непобедимыми. И как нам выжить в современном мире, не сгинув с лица земли, подобно многим цивилизациям древности.

Под палящими лучами солнца мы поднялись к подножию, царившей над окружающим плато на 170 метров, скалы. Здесь нас ожидала железная лестница, которая вилась вдоль стены, то одним, то другим боком прижимаясь к гранитному основанию с небольшими смотровыми площадками на которых с трудом могли разминуться 2-3 человека. Наверху нам открылось величественное зрелище. Остатки древнего дворца, да нет, целой крепости царили на вершине скалы над окружающим нас пейзажем. Остатки стенной кладки дворца из красного кирпича со множеством помещений распололагались на самой вершине неприступной на вид скалы, но этого мало. На вершине мы увидели царский бассейн… на четверть заполненный водой, размером этак 10х15 метров. Как подавалась туда вода- загадка. Вероятно, этому способствовали дожди, но чтобы заполнить его водой целиком?.. говорят, там любил купаться царь Касапа со своими женами. Царь любил женщин и повелел расписать зеркальный зал, прежде облицованы фарфором, фресками своих танцовщиц топлесс, простирающийся на 140 метров в длину и 40 метров в высоту. Приближенные царя особенно любили посещать его, обсуждая особенности каждой фрески...

В последней четверти V века н. э. Касапа построил на скале неприступную крепость- царский дворец, вокруг которой, были прочерчены наполненные водой рвы. Сверху со скалы открывался изумительный по красоте вид на бескрайние сады внизу, в которых когда-то били едва ли не первые в мире фонтаны. Обратно со скалы мы спустились по другой лестнице, прямо к основанию монументальных Львиных ворот. От гигантской высеченной в скале фигуры льва, пасть которой некогда служила входом в крепость, уцелели только лапы, но на поверхности скалы до сих пор сохранились любопытнейшие стихотворные надписи- «граффити», оставленные посетителями Сигирии начиная с VIII века.

До и после правления Касапы на скале существовал пещерный буддийский монастырь. О существовании крепости же европейцам стало известно только в 1907 году, когда британский исследователь Джон Стил описал «огромную картинную галерею» Сигирии — «возможно, крупнейшую в мире».

Дальше был долгий переезд в Канди, крупный населенный центр Шри-Ланки. А завтра, прямо с утра было запланировано посещение одной из главных буддийских святынь этой страны- Храма Зуба Будды.

Еще один эпизод запомнился нам по дороге в Канди. Шри-Ланка- много конфессиональная страна. Основная религия здесь- буддизм, но встречаются целые деревни и городские кварталы, исповедующие ислам, индуизм и пр. В одной из таких деревень мы и остановились. Это была довольно бедная деревушка с небольшим индуистским храмом в центре. Сняв обувь, мы зашли в храм. Внутри было нечисто, сумрачно и неуютно. Особенно это было заметно по контрасту с радостной и светлой атмосферой буддийских храмов, где нам пришлось побывать прежде. Служка у небольшого алтаря наводил порядок, выбрасывал старые цветы, соскребал воск и остатки использованных свечей. В сумраке была разлита тревога. Мы были нежеланные гости в этом месте, хотя явно нам никто ничего не говорил. Жесткая иерархия и кастовость индуистских богов, строгость и даже неприязнь сочились с алтаря и отражались от стен храма. Выйдя на улице у одной из наших девушек, самой чувствительной из всех, прихватило сердце. Быстро приведя ее в порядок, мы отряхнули прах с наших ног, сели в автобус и поехали дальше. Негостеприимно и даже враждебно встретил нас индуизм в той маленькой деревне. Видимо человеколюбие не входит в список его основных добродетелей…

В другой деревеньке, в крестьянской семье, нам показали, как из листьев кокосовой пальмы вручную, плетутся веревки и коврики, делается настил для крыш хижин, а из кокосового молока производится брага, слабоалкогольный местный напиток с ароматом баунти…

Так прошел еще один день нашего путешествия. Ночевали мы в гест- хаузе, где останавливался великий русский классик Иван Бунин во время своего путешествия по земле Цейлона.